Официальный сайт Ольги Сухаревой

Пресса

Алла Шевелёва «Вон из Москвы»

Материал предоставлен Московским театральным
журналом «Планета красота» №5-6 2009

Театральный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» не только даёт возможность молодым артистам заявить о себе, а различным театральным школам продемонстрировать в какой форме они находятся.

Выпускной спектакль часто играется актёрами так, как-будто они на сцене в первый и последний раз. Ведь век его недолог, а дальнейшая судьба молодых дарований туманна. Нужно сейчас немедленно показать себя с лучшей стороны, отдать себя всего целиком. Вот почему есть целая категория театралов, которые посещают именно студенческие постановки — искренность и профессионализм такого уровня подчас не встретить во «взрослых» театрах.

Впрочем, у ученических работ есть свои задачи и свои «штампы». Ведь режиссёру нужно постараться занять как можно больше ребят, продемонстрировать их сильные стороны и профессиональные навыки. В них часто поют, играют многоуровневые пластические этюды, те актёры, кому достаётся возрастная роль, одинаково копируют стариковскую пластику и голос.


Всё это бесспорно присутствует в постановке Виктора Рыжакова. Курс Константина Райкина состоит из красивых спортивных юношей и дивных девушек, смотреть на которых одно удовольствие. С азартом и темпераментом они вырезают на скорость бумажные снежинки, обступают спящую Лизу (Алиса Горшкова) с многочисленными будильниками, шумовыми эффектами помогают Софье (Ольга Сухарева) рассказать вымышленный сон отцу. Тем не менее, со всей уверенностью можно сказать, что спектакль «Горе от ума» — это настоящее театральное событие столицы.

По режиссёрскому замыслу действие спектакля происходит в канун Рождества. На наших глазах фойе в Театральном центре «На Страстном» актёры увешивают гирляндами. Чацкий появляется перед Софьей с огромным мешком, в компании Деда Мороза с бумажной бородой (переодетого Петрушки). В этом мешке молодой романтик привёз возлюбленной большую ель с подарками. В предпраздничной обстановке с огоньками и рождественской ёлкой пронзительнее смотрится финал: Чацкий укутает запутавшуюся девочку Софью, обнимет, пожалеет — и покинет навсегда. Потому что предала, потому что предпочла его искренности мнимую значительность Молчалина.

Действие «Горе от ума» разворачивается в течение одного дня, и это принципиально для режиссёра. Для того, чтобы с чувством, толком и расстановкой поставить пьесу, обычно требуется около трёх часов с антрактом. Рыжаков укладывается в 1 час 50 минут. Молодые актёры на невероятной скорости, в бешеном ритме несутся в потоке событий, играют на пределе человеческих возможностей. Москва, которую не видел три года Чацкий, проносится перед его глазами во всём своем уродстве. На влюблённого мальчика обрушивается огромное количество информации, эмоций и впечатлений. Зритель физически ощущает тот адский груз, который сваливается на Чацкого, и сопереживает ему.


О чём этот спектакль в первую очередь? О любви. И об искренности. Принципиальное значение имеет выбор исполнителя роли Чацкого. Никите Ефремову в наследство от знаменитой актёрской династии досталось зашкаливающее обаяние и природная органичность. Его герой безгранично влюблён в Софью. Он настолько счастлив от своей любви, что убожество света его только забавляет. И когда Софья, как заведённая кукла, вместе с толпой гостей участвует в дефиле, он шутя подстраивается под её шаги, ведь думает, что это шутка, игра. Меж тем, фамусовская Москва у Рыжакова — это аллюзия на современный мир, в котором пафос и гламур смешат, но и пугают. Острохарактерно и оригинально смотрится эта трактовка. Гости на балу — это модели на подиуме, которые на огромной скорости произносят свои монологи и демонстрируют наряды. А Чацкий не замечает, что его прекрасная белокурая невеста мечтает стать частью этой «тусовки». Его больше занимает расследование сердечной привязанности Софьи. Им движет энергия заблуждения, искренность и любовный пыл. К финалу бала голова Чацкого раскалывается от всеобщего интереса к его персоне «Куда деваться мне от них!» — произносит он с мучительной тоской. Прозрение оглушает героя. Молчалин оборачивается для него не только соперником, но частью неискренней уродливой толпы, шумной, тараторящей и пустой. Это Молчалин (Роман Матюнин) холоден и расчётлив, он оступается один лишь раз, потому что не может справится со своими чувствами к Лизе.

В спектакле Рыжакова все молоды и страстно влюблены. Почему с такой горячностью крушатся идеалы и мечты героев? Потому что на наших глазах они впервые сталкиваются с предательством и разочарованием. А первая боль — самая незабываемая и пронзительная. Классический текст, великую пьесу, которую каждый изучал в школе, Виктор Рыжаков и студенты курса Константина Райкина смогли рассказать искренне и свежо, страстно и честно. И кажется, что этой постановкой создателям удалось совершить невозможное — рассказать историю так, будто пьеса «Горе от ума» написана вчера.